Трубы для стока воды в канаве

Содержание

Какую трубу в канаву на заезд лучше выбрать – виды и особенности, правила укладки

При строительстве дорог и открытых площадок всегда возникает масса проблем. Часто такой проблемой становится неправильно спроектированная конструкция дорожного полотна относительно общего ландшафта, в результате чего любые атмосферные осадки основательно затапливают дорогу.

Конечно, у такой проблемы есть решение – достаточно лишь вырыть открытый ров, в который будет стекать вся вода – но этот ров необходимо как-то пересекать. Чтобы таких затруднений не возникало, достаточно уложить водоотводящую трубу в канаву. Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Выбор труб для укладки в канаву

Поскольку попросту засыпать выкопанную канаву нельзя, ведь она из-за этого просто размоется водой, приходится использовать дренаж, обеспечивающий отвод стекающей воды. Для дренажа выполняется укладка трубы в канаву, пространство над которой засыпается грунтом, и по полученной конструкции можно будет спокойно проехать на автомобиле.

Несмотря на кажущуюся простоту, канава с дренажом является инженерным сооружением, поэтому конструкцию приходится грамотно рассчитывать и обустраивать с соблюдением ряда правил, которые нужно изучить перед тем, как уложить дренажную трубу в канаву.

Выбирая трубы для проезда через канаву, нужно отталкиваться от следующих показателей:

  1. Механическая прочность и надежность. Данный фактор важен хотя бы по той причине, что на участок при строительстве может заезжать тяжелый транспорт весом в несколько десятков тонн, поэтому конструкция должна выдерживать существенные нагрузки.
  2. Габариты канавы. От габаритов канавы напрямую зависит проходящее через нее количество воды. Чтобы вода в полном объеме могла уходить из канавы, нужно подбирать трубы достаточного диаметра.
  3. Доступный бюджет. На рынке представлено большое количество разнообразных материалов, поэтому выбор зачастую ограничивается имеющимися в распоряжении финансами. Кроме того, стоимость доставки материалов и монтажа конструкции также варьируется в очень широких пределах, и это нужно учитывать.

Гофрированная пластиковая труба для укладки в канаву

Достаточно популярным и эффективным материалом для укладки в канаву являются пластиковые гофрированные трубы. Их габариты могут варьироваться в очень широких пределах: диаметр стандартных изделий составляет от 200 до 1000 мм, толщина стенки – от 22 до 140 мм, а длина – от 1 до 6 м.

При изготовлении пластиковых труб соединяется несколько слоев сырья, в результате чего получается монолитная конструкция. В качестве сырья для гофрированных изделий используется первичный полиэтилен или полипропилен высокой плотности. Очень важно, чтобы в процессе производства в материал не добавлялось вторичное сырье – такое смешивание является причиной существенного снижения упругости готовых изделий.

Для определения упругости гофрированной трубы достаточно надавить на ее ребро – при наличии примесей материал не вернется в исходное состояние, в то время как изготовленные из первичного сырья изделия примут первоначальный вид. Также нужно знать, что внешний слой таких труб, по сути, является легким защитным кожухом, при помощи которого удается достичь высокого показателя жесткости и необходимой толщины стенок, не утяжеляя конечные изделия. При возникновении нагрузки пластиковая труба для въезда на участок через канаву слегка прогибается, но именно за счет этого качества данный материал удерживает форму и целостность.

Роль упругости данного материала нельзя недооценивать, ведь именно этот показатель дает возможность трубам при необходимости изгибаться, не испытывая деформирующих внутренних нагрузок. При уменьшении внешней нагрузки труба возвращается в прежнее состояние, не прекращая выполнять свои прямые функции. Правильное обустройство канавы с уклоном даст возможность трубопроводу очищаться самостоятельно, но даже при отсутствии уклона труб будет гораздо проще чистить – пластик очень гладкий, и различные твердые примеси к нему не прилипают.

Жесткость трубы обозначается символами SN и может составлять 4, 6, 8 и 16 kH/м2. Числовое значение демонстрирует прочность трубы, которая выражается в давлении на один квадратный метр, и допустимую глубину прокладки (от 2 до 8 м). Вариативность жесткости позволяет использовать гофрированные пластиковые трубы на заезд через канаву в самых разных местах – от загородных участков до аэродромов.

В целом, гофрированные пластиковые трубы имеют массу положительных качеств:

  • Небольшой вес, упрощающий транспортировку и монтаж трубопровода;
  • Устойчивость к коррозии и большинству агрессивных химических веществ;
  • Устойчивость к температурным перепадам (рабочая температура может варьироваться от -35 до 75 градусов);
  • Высокая механическая прочность и сопротивляемость деформации;
  • Высокая кольцевая жесткость;
  • Длительный срок службы (при правильной укладке пластиковые трубы могут работать до 50 лет);
  • Простой монтаж и универсальность (при необходимости трубы без проблем разрезаются или наращиваются);
  • Небольшая стоимость.

Из недостатков можно отметить разве что боязнь открытого огня и полное неприятие ультрафиолетовых лучей, при попадании которых гофрированные пластиковые трубы начинают очень быстро разрушаться.

Железобетонные трубы для укладки в канаву

Еще один хороший материал для укладки в канаву – трубы из железобетона. Они тоже достаточно популярны в строительстве и имеют солидный спрос. Конструктивно жб труба для канавы состоит из армирующего металлического каркаса, который заливается бетоном, в результате чего получается монолитное изделие. Бетонный слой, находящийся снаружи, обеспечивает хорошую защиту металлического каркаса от коррозии. Производство железобетонных труб осуществляется методом центрифуги и вибропрессовки. В последнем случае удается достичь максимальной прочности и качества продукции. Читайте также: “Как выполняется укладка дренажной трубы – пошаговое руководство”.

Габариты железобетонных изделий варьируются в довольно широких пределах, хоть и слегка уступают в этом пластиковым трубам: диаметр труб из железобетона составляет от 300 до 1200 мм, толщина стенок – от 140 до 400 мм, а длина – от 2,5 до 5 м. Впрочем, есть и еще одно отличие от пластиковых труб – большой вес, который колеблется в пределах от 0,5 до 1,5 тонн.

Существует два класса жесткости труб из железобетона:

  1. В30. Данный класс включает в себя 1,2 и 3 группу несущей способности, что позволяет изделиям выдерживать высоту насыпи в 2, 4 и 6 м соответственно.
  2. В40. В данный класс входит 4 и 5 группа несущей способности, при которых слой грунта, находящийся над трубой, может достигать 8 и 10 м соответственно.

Согласно нормам, используемый в производстве таких изделий бетон должен иметь достаточный уровень водонепроницаемости (W6), низкую степень водопоглощения (не более 6% от собственной массы) и класс морозоустойчивости не ниже (F200). Помимо всего прочего, действительно хороший бетон способен препятствовать деформациям, возникающим в трубопроводе из-за движений воды. Читайте также: “Виды водопропускных труб, способы и сферы использования”.

Перечень положительных качеств железобетонных труб достаточно обширен и включает в себя:

  • Высокую механическую прочность;
  • Сопротивляемость ко всем видам нагрузок;
  • Абсолютную устойчивость к воздействию коррозии и окисления;
  • Высокую сопротивляемость к любым видам агрессивных химических и биологических веществ;
  • Гладкую внутреннюю поверхность;
  • Пожаробезопасность;
  • Возможность работы в широком диапазоне температур (от -60 до +200 градусов по Цельсию);
  • Длительный срок службы, который может варьироваться от 60 до 100 лет.

Из недостатков, которые имеют бетонные трубы для канавы, можно выделить разве что слишком большие габариты и вес, которые полностью исключают возможность укладки трубопровода без использования спецтехники – а это автоматически поднимает стоимость и увеличивает сложность проведения работы. Читайте также: “Варианты труб в канаву на заезд к участку и правила их установки”.

Алгоритм укладки трубы в канаву

Главной задачей, ради которой трубы укладываются в канаву, является прохождение воды только через трубопровод, без попадания в грунт. Чтобы добиться такого результата, нужно четко соблюдать технологию монтажа трубопровода и следить за качественным выполнением всех пунктов.

При обустройстве заезда над канавой обычно используются трубы диаметром 350-500 мм – таких размеров будет достаточно для прохождения воды, при этом особых сложностей в прочистке трубопровода не будет. Укладывать трубы под дорогу под заезд, которые до этого уже где-то использовались, не рекомендуется – проверить их состояние крайне проблематично, поэтому никаких гарантий эффективности собранной системы не будет. Читайте также: “Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов”.

Пластиковая или стальная труба в канаву укладывается по следующему алгоритму:

  1. Подготовка к работе. Данный этап включает в себя проектирование будущей системы, проведение замеров, разметку участка и комплекс работ по расчистке канавы от грунта. Также на этом этапе нужно подобрать и приобрести необходимые материалы.
  2. Подготовка канавы. Дно и стенки канавы застилаются геотекстильной тканью, которая предотвратит размывание конструкции. На дне канавы обустраивается песчаная подушка толщиной около 20 см. Если грунт слишком зыбкий, стоит сначала прокопать его примерно на 10 см и заполнить это пространство щебнем. Канава должна иметь постоянный уклон в 2 см, чтобы вода не застаивалась.
  3. Укладка трубы. Выбранная труба для канавы на дачу укладывается ровно посредине траншеи. Возле краев трубы можно сделать небольшие ямки, заполненные гравием – это защитит трубопровод от заиливания. По обоим краям заезда стоит установить деревянную опалубку, которая будет удерживать насыпь во время работы. Позже эти места нужно залить бетоном.
  4. Обустройство насыпи. Собранный трубопровод засыпается песком, толщина слоя которого в утрамбованном состоянии должна превышать 30 см. Следующим этапом будет засыпка щебневого слоя толщиной около 20 см. Сверху засыпается гравий, а на самом верху должен быть песок или мелкая щебенка. В итоге уложенная в канаву дренажная труба должна закрываться насыпью толщиной не менее полуметра, иначе конструкция не выдержит массы проезжающего по ней транспорта. Асфальтировать или заливать бетоном заезд можно только после того, как насыпь немного осядет.
  5. Заливка боковин заезда. При бетонировании сторон заезда нужно следить за тем, чтобы торцы труб были открытыми. Чтобы предотвратить попадание мусора в трубопровод, установленная на заезд труба должна оборудоваться металлической сеткой.

Заключение

Укладка трубы в канаву – процесс трудоемкий, но вполне реализуемый. Путей решения проблемы много, а неизменной остается лишь цель – предотвратить подтопление участка и создать надежный заезд для транспорта. Стоит заметить, что существует и безканавный способ прокладки труб – метод ГНБ, то есть, технология горизонтально направленного бурения.


Как самостоятельно уложить трубу в канаву перед въездом на участок

При обустройстве приусадебной территории, нередко требуется уложить трубу в канаву на заезд к участку. Она встраивается в дренажную систему по периметру территории, с которой необходимо отвести дождевую или талую воду. Благодаря данной системе, въезд на участок становиться доступным в любое время года и при любой погоде.

Читайте также:  Какой водой поливать орхидею в домашних условиях

Железобетонные изделия

Первым делом следует выбрать материал дренажа. В данном случае очень важно, чтобы он выдерживал сильные давящие нагрузки. Поэтому сначала нужно выяснить, какие трубы лучшие всего подходят для устройства заезда через канаву.

Изделия из железобетона достаточно распространены. Прочность их никем не оспаривается. Укладка их своими силами невозможна. Очень тяжелые изделия приходится монтировать при помощи спецтехники.

Изготавливается бетонный вид труб в две стадии:

  1. Сначала делается стальной каркас из сваренных вкруговую друг с другом прутов арматуры.
  2. Далее основа заливается бетонным раствором высокой марки. После этого заготовка уплотняется при помощи центрифуги и вибропрессования.

Вследствие особенностей производства, железобетонная продукция получается очень прочной и гладкой. Поэтому в этом случае не стоит переживать если вы решили заложить концы трубы под заезд камнями.

Структура вибропрессованного материала максимально плотная. Поэтому вода не может проникать внутрь него и способствовать ржавлению стального каркаса.

Рассмотрим параметры железобетонных труб:

  • их сечение может составлять 0,3-1,2 м;
  • толщина стенок бывает 140-200 мм;
  • длина колеблется от 250 до 500 см.

Железобетонные трубы для дренажных канав обладают двумя классами жесткости:

  1. Параметр первой категории означает, что изделие можно закладывать в грунт не более чем на 6 м. Для более глубокого закапывания подобные конструкции не пригодны.
  2. У материала второго класса жесткости несущая способность выше. Его можно класть на глубины до 10 м.

Основные достоинства ж/б дренажа — его высокий уровень прочности и продолжительный срок службы. Главные недостатки — дороговизна, большие размеры и вес. Укладывать бетонные конструкции можно только при помощи спецтехники.

Отдельной разновидностью таких конструкций являются асбестоцементные трубы под заезд. Они легче и компактней ж/б аналогов.

Стальные изделия

Сталь является еще одним распространенным материалом для дренажа. Она очень прочная и изделия из нее служат 30-40 лет. Монтаж таких конструкций позволит вам полностью решить проблему с въездом на участок. На его территорию смогут заезжать и грузовые автомобили.

Еще одно важное достоинство материала — стальные трубы на заезд через канаву можно устанавливать своими силами. Для этого не обязательно привлекать профессионалов. Данная ситуация позволит сэкономить бюджет строительства.

Основной недостаток стальных труб — их подверженность коррозии. Однако этот минус можно купировать, если гидроизолировать изделия, например, при помощи окрасочной гидроизоляции. Можно также приобрести аналоги, имеющие толстые стенки. Это автоматически продлит срок их службы.

Чтобы у вас не возникло проблем при эксплуатации конструкции, она должна быть новой. Не стоит использовать б/у трубу в канаву на заезд. После установки старый материал может деформироваться и вследствие этого лопнуть при проезде тяжелых автомобилей.

Пластиковые аналоги

Пластиковые трубы в канаву на заезд наиболее современные. Они легкие по весу и их просто монтировать. Для этого не требуется прикладывать значительных физических усилий и нанимать специальную технику. Обустройство дренажной канавы с пластиковой трубой можно осуществить своими силами.

Стоит пластиковый дренаж недорого. Важные преимущества материала, в сравнении с металлом — он не коррозирует и инертен к химически агрессивным средам. Производятся дренажные конструкции из особо прочного пластика. Он может выдержать повышенные давящие нагрузки при проезде автотранспорта. Поэтому изделия из него укладывают даже под магистральными дорогами. Процесс укладки труб из пластика в канаву под заезд совершенно безопасен. Так же материал выдерживает температурные режимы от -60 градусов до +95.

При изготовлении полимерного дренажа чаще всего применяются:

В большинстве случаев используется продукция из ПВХ. Она может быть однослойной либо двухслойной. Во втором случае изделия представляют собой гофрированные трубы, они так же отлично подойдут для заезда через них на участок. Их верхний слой выполняется в виде гармошки. Это повышает эластичность дренажа и помогает ему противостоять давящим нагрузкам.

Гофрированные изделия могут иметь большой диаметр и длину от 1 до 6 метров. Также верхний их слой может быть фильтрующим.

Для укладки в канаву желательно использовать самый жесткий дренажный материал из пластика. Такой подъезд будет выдерживать и тяжелые автомобили. Оптимальный вариант — выбрать для монтажа двухслойную пластиковую гофрированную трубу. Она самая долговечная из полимерных аналогов.

Сечение подобных конструкций может составлять от 0,2 метра до 1. Бывшие в употреблении конструкции ставить крайне нежелательно. У них понижена прочность, и срок эксплуатации такого дренажа будет небольшим.

Монтаж труб в канаву своими руками: поэтапный порядок работ

Сначала поговорим о том, как своими руками сделать простой вариант заезда на участок через канаву. Работать нужно, когда траншея не наполнена водой:

  1. Вдоль будущего въезда уберите верхний слой грунта.
  2. На дне траншеи рассыпьте кварцевый речной песок. Разровняйте его и утрамбуйте. Толщина песчаной подушки должна быть 15-20 см.
  3. Когда ширина проезда составляет 6 метров, в канаву кладется конструкция длиной не меньше 8 м. Ее диаметр выбирается, исходя из объема стоков. Чаще всего укладываются изделия диаметром 30-50 см. При этом подразумевается, что вода будет их наполнять на четверть. В противном случае в весенний сезон талая влага способна заполнить подворье, не найдя выхода сквозь корку льда.
  4. После установки трубы под дорогу для заезда, ее следует засыпать смесью песка и щебенки либо гравия. Подсыпку можно делать в два слоя. Сначала закидать траншею песком, сверху него настелить геотекстиль, а затем уложить щебень.
  5. Таким же образом следует засыпать участки со снятым верхним слоем грунта.
  6. Все прослойки после их укладки следует хорошо утромбовать.
  7. Рекомендуется устройство въезда завершить его бетонированием. Без стяжки, а также ограничителей по бокам дорога начнет разъезжаться при передвижении автомобилей.

Более сложная структура въезда через дренаж с подпорными простенками

Она более надежна, так как пластиковая гофрированная труба для заезда бетонируется с обеих сторон. Тем самым дорога ограничивается опорными простенками. Их можно сделать выступающими над плоскостью заезда либо залить с нею заподлицо.

Вот схема того, как обустроить не только долговечный, но и более эстетичный проезд на участок:

  1. Когда укладка трубы в канаву на заезд будет закончена, по очереди с обеих его сторон монтируется опалубка для оголовка из бетона.
  2. Затем крайне желательно упрочнить опорные простенки сварным арматурным каркасом.
  3. После этого в опалубку укладывается бетонный раствор высокой марки — М-400 либо М-500.
  4. Бетон должен сохнуть не меньше 3-4 дней. Затем опалубку можно снимать.
  5. Далее труба под заездом засыпается песком и щебнем (либо гравием). Оголовки не будут давать щебенке разъезжаться. Поэтому ее можно не накрывать геотекстилем. Каменную крошку лучше использовать гранитную, а не белую известковую.
  6. После этого проезд можно будет облицевать стяжкой из бетона, дорожными плитами, тротуарной плиткой, брусчаткой, природным камнем и пр.

Как обустроить въезд на участок с уклоном

Может случиться так, что на вашем участке проезд на него будет не ровным, а с наклоном. При этом уклон бывает как положительным, так и отрицательным. Иными словами — наверх либо вниз от дорожного полотна.

Смотреть видео

В любом из случаев необходимо обеспечить достаточную сцепку дорожного полотна с колесами автотранспорта, чтобы обеспечить безопасность проезда. Полагать на волю случая такую ситуацию не надо.

Устройство въезда при уклоне вверх или вниз от дороги

Когда у рельефа земли перед участком есть небольшой угол наклона либо вы планируете сооружение подвального гаража, заезд лучше всего обустроить в форме пандуса. Небольшим считается наклон дороги (вверх либо вниз от участка) до 25 процентов. Иными словами — на каждый метр длины полотна высотный перепад составляет до 25 сантиметров. Перед автомобильной стоянкой наклон следует нивелировать до ровной горизонтальной плоскости.

Трубу для заезда на участок через канаву следует уложить грамотно. При существующем уклоне, необходимо осуществить следующие этапы строительства:

  1. Сначала производятся земляные работы. Делается разметка, затем снимается верхний слой почвы в виде ступенек.
  2. Боковины заезда усиливаются подпорными простенками. Под них сбивается опалубка, в которой сваривается каркас из арматуры. Потом в короб заливается бетонный раствор.
  3. Когда наклон маленький и автомашину не надо опускать в подвал, кромки дороги можно ограничить бордюром из бетонных плит.
  4. Затем на песчаную подушку укладывается труба для дренажной канавы для заезда.
  5. Потом дренаж засыпается щебенкой слоем в 10-15 см. Подушку следует хорошо уплотнить.
  6. Затем подъем либо спуск заливается бетонной стяжкой. Ее толщина должна составлять не меньше 10-12 см. Смесь следует замешивать достаточно плотной и вязкой, иначе она начнет сползать при схватывании.
  7. Когда стяжка полностью высохнет, проезд можно облицевать тротуарной плиткой, брусчаткой либо природным камнем.

Прочие решения для безопасного проезда при неравномерном рельефе участка

Как вариацию безопасного проезда на участок можно рассматривать его обустройство по криволинейному пути (спирали). При этом протяженность пути увеличится, зато угол наклона уменьшится. Дорожное полотно при таком варианте можно пустить по окружности основного здания.

Это решение даст возможность обустроить парковку для нескольких автомашин. Единственное ограничение для сооружения подобного заезда — загородный участок должен быть достаточно большим.

Чтобы оградить проезд от обледенения, над ним можно поставить навес. Проще всего его соорудить из поликарбоната, прикрученного к металлическому каркасу из опор и ферм в виде арок. Как кровельный материал для навеса подходят и асбестоцементный шифер, металлочерепица, профилированный настил. В особенности такая защита будет полезна в том случае, если вы не будете сооружать гараж.

Как антиобледенительную меру можно использовать кабельный электрический подогрев покрытия проезда. Тогда его поверхность в холодный сезон всегда будет чистой от снега и льда.

Заключение

Зная, как уложить трубу в канаву на заезд, вы сможете обустроить безопасный и эффективный дренаж участка. При этом можно использовать изделия из разных материалов. Все они обладают своими минусами и плюсами.

Труба для укладки в канаву: выбор и правила проведения работ

Строительство дорог часто сопровождается решением сложных задач, требующих преодоления различных условий. Так, например, неверно сформированный уровень трассы относительно ландшафта в совокупности с осадками или весенним паводком могут стать причиной затопления. Одним из самых простых решений водоотведения является вырытое вдоль дороги с двух сторон углубление – канава для сбора вод с трассы и прилегающей к ней территории. Но следом возникает еще одна задача: как преодолеть этот ров, если на этой прилегающей территории расположен дом или дачный надел?

Для укладки в канаву нужно выбирать высокопрочные трубы, ведь нагрузка на них будет большой

Выбор трубы для канавы на заезд

Разрешить проблему скопления вод и проезда через такой участок поможет укладка трубы в канаву на заезд. Именно так, поскольку просто засыпать углубление нельзя, вода будет скапливаться, либо размывать потоком насыпь. Для эффективного дренажа без препятствия оттока в траншею помещают трубу, либо соединение нескольких труб, в зависимости от ширины заезда. Затем над образованным проточным каналом формируют насыпь, которая обеспечит проезд транспорта от трассы к участку. Это, на первый взгляд, несложное сооружение на самом деле требует серьезного подхода и некоторых инженерных расчетов.

Есть ряд условий, влияющих на выбор:

  • въезд тяжелого транспорта (грузовик, самосвал весом 20т+10т груза) по причине ведущихся на участке строительных работ или других нужд требует от трубопровода выносливости больших, частых нагрузок;
  • глубина и ширина канавы влияет на выбор диаметра, в зависимости от объема скапливающейся воды, это может быть траншея глубиной 1м и шириной 2 м или промоина;
  • бюджет строительства, так как стоимость материалов, доставки и способа укладки разнится.

Важно! Узкая и длинная труба чаще засоряется, а очистить ее довольно трудно.

Гофрированная пластиковая труба для укладки в канаву

Теперь довольно распространенный, заслуживший доверие материал. Представляет собой двустенное изделие диаметром от 200 до 1000 мм с толщиной стенки от 22 до 140 мм, длиной от 1 до 6 м. Слои спаяны между собой монолитно. Сырье – высокоплотный первичный полиэтилен или полипропилен.

Читайте также:  Куда девается вода из канализации

Гофрированные трубы для укладки под землю — это двустенные изделия, отличающиеся высокой устойчивостью к давлению

Применение бывшего в переработке (вторичного) сырья, либо смешивание его большого количества с первичным в изготовлении пластиковых изделий приводит к снижению их упругости. Упругость гофрированной трубы, укладываемой в канаву рекомендуют проверять надавливанием на ребро, образовавшаяся вмятина не примет прежней формы из-за обилия примесей. Внешний гофрослой является облегченным защитным каркасом, с помощью которого производитель добивается большей жесткости и толщины стенок без добавления объема сырья (тяжеловесности) с удорожанием. Небольшой пружинящий эффект при внешней нагрузке позволяет трубопроводу сохранять целостность и форму.

Показатель жесткости пластиковой трубы указывается как SN (nominal stiffness) и составляет 4; 6; 8 и 16kH/м 2 (используется для различных условий укладки, начиная от дачного участка, заканчивая аэродромом). Это значение определяет прочность трубной продукции (степень деформации при давлении на метр квадратный), возможную глубину ее прокладывания (2-8м).

Упругость – важное качество, присущее пластику, так как под давлением замерзающего зимой грунта, а также движущихся машин пластмассовая труба может слегка изменить форму с несущественным внутренним напряжением, затем вернуться в исходное состояние (но не при -50 о С). Если траншея имеет уклон, внутренний гладкий слой обеспечивает беспрепятственное течение вод с самоочищением, а если нет, то чистка пластикового трубопровода значительно облегчена за счет гладкости, так как ил и мусор не прирастает к стенкам.

При своей невысокой стоимости гофрированная пластиковая труба (для укладки на заезд или в любую другую траншею) обладает отличными характеристиками: легкость, стойкость к окислению, а также большинству химических веществ, отсутствие коррозии, рабочая температура от -35 о С до 75 о С, устойчива к деформации, высокая кольцевая жесткость 6-8kH/м 2 (показатель 8 гарантирует укладку под автомагистралью или многократный проезд тяжелой техники), срок эксплуатации 50+ лет.

Из всех гофрированных пластиковых труб для подземной прокладки наиболее популярны изделия из ПВХ

Простая перевозка, нарезка, монтаж без использования ПТМ, стыковка (так же с трубами из других материалов) дает возможность проводить работы самостоятельно или с парой помощников. Длину легко регулировать до необходимого значения – распилить или нарастить при помощи соединительных муфт. Пластиковые трубы доступны и привлекательны по стоимости, если сравнивать с другими аналогами.

Из слабых сторон можно назвать разрушение ультрафиолетовым излучением (не все производители учитывают этот фактор при изготовлении труб), а еще контактом с пламенем.

Железобетонные трубы для канавы на заезд

Они выглядят внушительно, достаточно распространены в строительстве, вызывают доверие, пользуются активным спросом. Состоит такая труба из армирующего каркаса (проволока, арматура) залитого тяжелым бетоном марки М 350 так, что изделие становится монолитным. Производство основано на методах центрифуги и вибропрессовки. Последний метод обеспечивает наилучшие показатели: высокую прочность, гладкость. Бетон, благодаря своей плотности надежно защищает внутренний металлический каркас от коррозии. Безнапорная ЖБ труба для канавы может иметь следующие габариты: диаметр от 300 до 1200 мм, толщина стенки от 140 до 400 мм, длина 2,5-5 м, вес от 0,5 до 5 т.

Класс жесткости при сжатии стандартизирован, указывается как:

  • В30 – 1, 2, 3 группа несущей способности (высота грунтовой насыпи 2, 4, 6 м над трубой);
  • В40 – 4, 5 группа несущей способности (высота грунтовой насыпи 8, 10 м над трубой).

Бетон должен иметь показатели водонепроницаемости (W6), водопоглощения (не выше 6% по массе), морозоустойчивости (F200).

Важно! Качественный плотный бетон высокой однородности предотвращает деформационные процессы трубопровода, вызванные движением воды внутри бетона (поглощаемость/испарение, заморозка/оттаивание).

Железобетонные трубы очень прочны, но работы по укладке затрудняет большой вес таких изделий

Рабочие характеристики ЖБ трубы для канавы на заезд: высокая прочность, сопротивляемость к нагрузкам (статичным, динамичным), стабильность формы, отсутствие окисления и коррозии, устойчивость к агрессивному химическому, биологическому воздействию, гладкость внутренней поверхности, жаростойкость, температура эксплуатации от -60 о С до 200 о С, срок службы 60-100 лет.

Большие габариты и вес труб – главный источник трудностей. Самостоятельная работа невозможна, нужно применять спецтехнику при транспортировке и укладке, которые в свою очередь требуют осторожности и дополнительных затрат.

Пошаговая укладка трубы в канаву на заезд

Основная задача в процессе укладки – это прохождение вод строго через трубопровод, не допуская подмываний грунта. Поэтому четкое соблюдение технологии обеспечит долгую службу объекта без проблем.

В основном для строительства заезда применяют трубу диаметром 350-500 мм, так как диаметр от 200 мм уже трудно поддается прочистке. Использовать трубы, которые до этого уже эксплуатировались не желательно, неизвестно, каково их состояние, в каких условиях они находились.

Расходные материалы: труба, песок, щебень, геотекстиль, гравий 5 20, смесь бетона.

Вот несколько этапов проведения работ:

  • измерение углубления, необходимой ширины заезда;
  • разметка участка работ;
  • расчистка, выравнивание дна и формирование покатых откосов углубления;
  • выбор/покупка трубы для канавы на заезд.

2. Работы перед укладкой.

  • застелить стенки и дно канавы геотекстилем, который удержит форму конструкции, защитит от размывания, предотвратит смешивание насыпи с грунтом;
  • сделать первый слой насыпи из песка или песчаной смеси, распределив его по дну в пределах разметки. Толщина слоя 20 см;
  • грунт на дне канавы может быть зыбким, тогда сначала рекомендуется выкопать вглубь еще 10-15 см и засыпать щебнем;
  • если канава не самотечная, то есть вода в ней застаивается, следует сформировать слой песка так, чтобы труба возвышалась над уровнем дна канавы и имела уклон в 2 см, возвышение будет целесообразным также на случай усадки.

Очень важно правильно подготовить траншею для укладки трубы, иначе система не будет функционировать так, как нужно

3. Укладка трубы диаметром 500 мм по центру траншеи.

  • на дне канавы у мест окончания трубы можно вырыть 30 см углубления, засыпать углубления гравием. Эти барьеры защитят от нанесения внутрь ила;
  • рекомендуется сразу выстроить из досок опалубки по обе стороны заезда, оставив открытыми концы трубопровода, чтобы удерживать насыпь. В дальнейшем боковины заливаются бетоном.

4. Работы по формированию насыпи.

  • тщательно засыпать трубу песком, над ней должно быть не меньше 30 см песка после ручной утрамбовки. Песок равномерно распределит нагрузку на всю поверхность;
  • второй слой – 20 см мелкого щебня, выровнять и утрамбовать.
  • третий слой – гравий;
  • четвертый слой – песок или мелкий щебень.

Важно! Слоев сыпучего материала над трубопроводом должно быть не меньше 50 см для движения транспорта. Окончательное бетонирование или асфальтирование заезда следует сделать после оседания насыпи спустя некоторое время. Места оседания выравнивать щебнем.

5. Бетонирование боковин заезда. Производить его нужно, оставив открытыми трубные торцы (застывает бетон в течение месяца).

Труба в канаву может быть защищена от засорения установкой металлических сеток на ее торцах, таким образом не придется каждый раз выгребать крупный мусор (листья, ветки, пакеты и прочее).

Итак, долговечная работа такого сооружения, как заезд через канаву с установкой проточной трубы зависит в первую очередь от качества и рабочих свойств самой трубы, а также от грамотного подхода к процессу установки. Методов установки много, мы рассмотрели стандартный, однако принцип у них один – это не дать воде заболотить участок и обеспечить надежный проезд транспорта без препятствий.

Прокладка трубы в канаву

После покупки участка необходимо позаботится о том, чтобы на нем не появлялось заболоченных участков почвы, вода после дождей стекала дальше от построек, дорожек, подъезда к воротам. Труба в канаву укладывается для того чтобы сделать дренажный сток для жидкости. Элементы трубопровода изготавливаются из разных материалов, которые имеют сильные, слабые стороны.

Труба в канаве

Назначение

После сильных дождей, на территории дачных участков скапливается большое количество осадков. Вода может размыть фундамент, дорожки, создать сложности с подъездом к воротам. Длительные дожди могут привести к образованию заболоченных участков. Трубы в канаву для заезда к участку позволяют избавиться от скапливающейся воды, которая может помешать доступу к воротам.

Чтобы вода после дождей, таяния снега не скапливалась, нужно оборудовать дренажный сток возле заезда на участок дачи, провести его мимо построек, чтобы не допустить подмывания фундамента.

Виды труб

Трубы для канавы изготавливаются из различных материалов. При выборе элементов дренажного трубопровода, нужно обратить внимание ни их характеристики, сильные, слабые стороны.

Металлические

Изготавливаются из стали. Преимущества:

  • высокий показатель прочности, износоустойчивости;
  • срок службы — 40 лет;
  • наличие изделий большого диаметра.

Главный недостаток трубок из стали — низкая устойчивость к длительному воздействию влаги. Из-за этого со временем на их стенках образуется ржавчина. Постепенно стенки разрушаются, трубопровод приходит в негодность.

Детали из стали подходят для устройства дренажных сливов под въездами на дачный участок. Толстые стенки выдерживают большое давление и поэтому не деформируются после проезжающих сверху автомобилей.

Бетонные Преимущества бетонных труб для канавы:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к воздействию окружающей среды и коррозии.

К недостаткам бетонных трубок можно отнести большой вес, сложности монтажа (нужна помощь других людей). Со временем стенки из бетона разрушаются и этот процесс необратим.

Железобетонные

Это конструкции, которые состоят из металлического каркаса, заливаемого бетоном. Затем изделие помещается в центрифугу, проводят вибропрессование. Это необходимо для уплотнения структуры бетона.

Главный недостаток железобетонных труб в том, что они могут растрескиваться под большой нагрузкой. Чтобы не допустить этого, нужно делать специальную песчаную подушку перед укладкой трубок.

Пластиковые

Представляют собой гофрированные элементы дренажных трубопроводов, которые постепенно вытесняют металлические. Преимущества:

  • устойчивость к воздействию внешних факторов;
  • на гладких стенках не скапливается налет, грязь;
  • пластик не подвержен образованию ржавчины;
  • долговечность при нормальных условиях;
  • простой монтаж, который можно выполнить самостоятельно без задействования специализированной техники;
  • не разрушаются под воздействием различных химических веществ.

К недостаткам пластиковых трубок можно отнести их малую устойчивость к механическим воздействиям. Они могут треснуть под большим весом.

Пластиковые трубы (Фото: Instagram / sdscenter1)

Критерии выбора

Чтобы выбрать дренажную трубу, нужно сравнить сильные, слабые стороны каждого материала. Важно правильно подбирать сечение. Это зависит от того, в каком регионе расположен дом. Если дожди идут часто, нужно выбирать трубки большого диаметра. Важно, чтобы вода могла беспрепятственно проходить через трубопровод, не задерживаться в нем.

Большинство людей выбирает пластиковые гофрированные трубы благодаря их большому количеству преимуществ, низкой цене. Если хозяин участка не стеснен в средствах, рекомендуется покупать стальные трубки. Они выдерживают большие нагрузки, долговечны.

Проектирование

Чтобы оборудовать долговечный дренажный канал, нужно знать некоторые особенности:

  1. Ширина въезда с трубопроводом, оборудованным под ним должна составлять 6 м. Этого достаточно для проезда легкового, грузового автомобиля.
  2. Дно канавы должно быть плоским.
  3. Ширина канавы — до 100 см. Показатель зависит от диаметра уложенной в нее трубки.
  4. Чтобы трубопровод со временем не уходил под землю, необходимо сделать специальное углубление под ним, в форме прямоугольника. Оно остановит процесс проседания.
Читайте также:  Устройство канализации при высоком уровне грунтовых вод

Оптимальная глубина прямоугольного углубления под трубой — 25–30 см.

Траншея (Фото: Instagram / kolodec_kaluga)

Устройство дренажа

Во время устройства дренажного слива нужно позаботиться о том, чтобы он не мешал въезду машин на территорию дачного участка. Для этого его нужно располагать параллельно с главной дорогой. Канава должно проходить в том же направлении.

Для проведения монтажа нужно подготовить:

  • трубки из любого материала;
  • лопаты;
  • землю, песок, щебень;
  • оберточный материал для трубок.

Важно проложить трубопровод так, чтобы он не выступал над уровнем земли. На каждом из концов дренажного канала должны быть расширения.

Монтаж

Чтобы выполнить укладку трубы в канаву, достаточно следовать технологии проведения монтажных работ, повторить описанные ниже этапы. Если труба из пластика, помощь других людей не понадобится. Выполнение монтажных работ своими руками:

  1. Выкопать траншею параллельно въезду на территорию участка. Оптимальная глубина — 1 метр. Дополнительно нужно продумать уклоны на стенках.
  2. Утрамбовать почву на дне выкопанной траншеи. Для этого можно использовать самодельный инструмент из досок или потоптаться несколько минут по дну канала.
  3. Сделать подушку из кварцевого песка.
  4. Насыпать слой из щебня поверх песка. Рекомендуется использовать щебень средней фракции.
  5. Использовать слой геотекстиля, который нужно постелить поверх щебня.
  6. Сколотить из досок опалубку для бетонного раствора.
  7. Замешать раствор, залить его в опалубку.

Заливка бетона — это необязательная процедура. Она позволяет создать долговечный дренажный канал. Чтобы сэкономить, задействовать меньше рабочей силы, можно облегчить монтажные работы:

  1. Выкопать канал.
  2. Стенки сровнять лопатой, сделать уклоны.
  3. На дно насыпать песочную подушку слоем 10 см.
  4. Постелить слой рубероида или геотекстиля. Поверх него засыпать щебень.
  5. Уложить трубу, поверх засыпать слой щебня 30 см. Утрамбовать поверхность.

Поверх достаточно насыпать песок и землю, утрамбовать. Чтобы трубопровод не засорялся, важно установить на обеих его сторонах решетки. Оно помогут не допустить попадания крупного мусора внутрь дренажного канала. Благодаря этому очищать канаву можно будет по краям от трубы.

Популярная проблема, которая часто случается со временем с подобными проездами через канаву — насыпь постепенно размывается. Чтобы этому противодействовать, края канавы укрепляются белым кирпичом, натуральным камнем или железобетонными плитами. Внутреннюю часть канавы желательно засыпать щебнем. Предварительно нужно увеличить глубину траншеи. Стенки канавы срезаются, покрываются декоративным камнем или силикатными кирпичами. Поверх трубу можно засыпать обломками ПГС или любым строительным мусором. Сверху она засыпается щебнем, песком, землей.

Многие владельцы дачных участков сталкиваются с тем, что во время дождя с центральной дороги стекает жидкость к забору, воротам. Из-за этого подъезд размывает водой, появляется большое количество грязи, которое мешает въезду машин. Чтобы не допустить этого, нужно вырыть дренажный канал, проложить через него трубу под местом въезда. Важно грамотно обустроить траншею, чтобы она получилась долговечной, не засорялась грязью.

Как сделать дренажную канаву

Проблему высокого уровня грунтовых вод и постоянного затопления территории участка может решить дренажная канава. Это простое инженерное сооружение, представляющее собой линейную выемку грунта вдоль границы территории. Его легко сделать своими руками.

Водоотводная канава — сооружение в грунте, предназначенное для защиты грунта от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных вод и отвода их в ближайший водоток.

Особенности и назначение водоотводной канавы

Назначение водоотводной канавы – дренаж садового участка, т.е. отведение из почвы избыточной влаги и осушение грунта. Ее сооружение необходимо на низинных и болотистых местностях, при высоком уровне залегания грунтовых вод, при присутствии в составе почвы глины.

Избыток воды на участке приносит много проблем. Он мешает нормальному росту растений и вызывает их гибель, смывает верхний плодородный слой почвы, не дает построить подвал или погреб, вызывает деформацию опор, плесневение и гниение стен дома и других зданий. Сооружение дренажа предотвращает возникновение этих явлений. Водоотводящая канава собирает лишнюю воду с дачного участка и выводит ее в нижележащую зону.

При сооружении траншеи придерживаются правил, установленных СНиПами. По нормам запрещено выводить ливневую канализацию к местам обитания животных, водоемам с проточной водой, болотистым низинам.

Дренажные канавы размещают на расстоянии не менее 30 см от заборов, домов и других зданий, чтобы не допустить размытия их фундамента. Угол наклона стока на ровном рельефе допускается не более 3-5%, т.е. на каждые 10 м должно приходиться 3-5 см перепада высоты.

По назначению различают 3 вида дренажных канав:

  • основные (магистральные) – по ним идет преимущественное отведение воды;
  • периметральные (кюветы) – проложенные по периметру участка или здания для его обслуживания;
  • дополнительные – предназначенные помочь основным каналам.

Достоинства и недостатки ливневой канавы

Дренажные системы отводят с участка лишнюю воду и таким образом предотвращают негативные явления, связанные с избыточной влажностью. Сооружение ливневой канавы не потребует спецтехники и дорогих материалов, ее легко сделать своими руками.

К недостаткам осушительных траншей относятся необходимость регулярной чистки, непрочность откосов и короткий срок эксплуатации. Кроме того, внешний вид дренажных систем часто бывает неэстетичным и выделяется на фоне общего ландшафта. Также нужно помнить, что эффективность канав, в отличие от других видов дренажа, относительно низкая.

Открытая дренажная канава и ее устройство

Открытая дренажная канава представляет собой выкопанную в земле яму прямоугольной формы, к которой подведена водоотводная труба. Ее предназначение – отведение излишков дождевых осадков и воды, используемой для полива.

Траншею размещают там, где вода накапливается в наибольшем количестве. Ее строят с уклоном, достаточным для передвижения воды самотеком на уровень залегания грунтовых вод в естественные или специально построенные искусственные водоемы или собирательные колодцы.

Оттуда ее можно брать для полива огорода и других нужд.

Если нужно отвести много воды, а почва плохо пропускает ее, на участке размещают несколько траншей. Они могут соединяться в общую сеть или располагаться по отдельности параллельно друг другу. При объединении канав главную из них делают глубже и шире остальных, чтобы она не переполнялась водой, собранной со всего участка.

Конструкция открытой дренажной канавы из гранитных булыжников.

Чтобы открытая дренажная канава была наиболее функциональной, при ее сооружении соблюдают следующие условия:

  • ширина – 40-50 см;
  • глубина – 60-70 см;
  • угол наклона откосов – 30-40°.

Вокруг канавы не должно расти деревьев и кустарников для предотвращения ее заиливания. Боковые стенки необходимо дополнительно укрепить, чтобы предотвратить осыпание грунта. Сверху сооружение можно закрыть решетками, чтобы сделать его эстетичнее и избежать попадания мусора.

Устройство закрытой дренажной канавы

Закрытые дренажные канавы рекомендуется размещать на участках с низинным расположением, близко подходящими к поверхности грунтовыми водами и большим процентом содержания глины в почве.

Устройство дренажной закрытой канавы.

Этот вид водоотводных сооружений представляет собой яму глубиной 150 см и шириной 70 см, выкопанную с уклоном, на дно которой помещается слой грунта для дренажа. Поверх него размещается перфорированная труба, покрывающаяся землей.

Вода по траншее отводится к коллекторной системе или водосборному колодцу.

Такая конструкция имеет более эстетичный вид и работает эффективнее, чем канавы открытого типа.

Порядок обустройства дренажной канавы на участке

Для обеспечения высокой эффективности системы водоотведения необходимо перед началом работ отметить, в каких местах вода накапливается в наибольшей степени. После этого размечают трассу прохождения дренажной системы через участок и приступают к работе.

Если участок имеет естественный уклон, нужно будет просто выкопать П-образную или L-образную траншею вдоль забора. Можно сформировать сеть из нескольких канав, которые будут располагаться равномерно по всей территории участка и объединяться в одну главную.

Если на участке нет склона или он очень маленький, при прокладывании дренажной системы необходимо создать искусственный уклон (по 2 см на каждый метр).

Для вывода воды за пределы участка используют дренажные трубы. Дно ямы покрывают щебнем или песком, который необходимо плотно утрамбовать. Толщина слоя дренажа должна составлять 10-15 см. Поверх его укрывают геотекстилем.

Затем помещают водосточную гофротрубу диаметром 6-11 см. В верхней части она должна иметь несколько рядов отверстий диаметром 1,5 см. Наружный ее слой должен быть гофрированным, а внутренний – гладким. Снаружи трубу оборачивают слоем геотекстиля, чтобы избежать засорения ее почвой и мусором, которые будут попадать в нее через отверстия.

Для укрепления дренажной системы траншею засыпают щебнем, гравием, битым кирпичом, керамзитом, крупным песком и другими пропускающими воду материалами. Толщина слоя должна составлять 20 см. Сверху дренажную систему укрывают почвой.

Иногда вместо дорогостоящих гофротруб для отвода воды в нужном направлении на дно канавы укладывают части разрезанных автомобильных покрышек, имеющих форму U-образного желоба. Их помещают открытой частью на примятую глину, покрывающую дно, а сверху засыпают щебнем или песком.

Важно плотно утрамбовать строительные материалы, используемые в качестве дренажа, иначе со временем под воздействием потоков воды они просядут и конструкцию придется ремонтировать.

При прокладывании дренажной системы вдоль дороги необходимо учитывать соседство с фундаментом забора. Поступающая в канаву вода не должна его подмывать. Поэтому глубину траншеи делают около 20-30 см, а для насыпного грунта – более 50 см. Если необходимо выполнить поворот на 90°, то одну из стыкующихся канав следует делать длиннее.

Дренажная система нуждается в регулярном уходе. Несколько раз в год ее нужно очищать от попавшего мусора.

Способы укрепления

Сильные потоки воды способны размыть края дренажной системы. Чтобы этого не произошло, необходимо их укрепить. Сделать это можно различными способами.

Дикорастущие травы и растения с длинными крепкими корнями, высаженные по краям траншеи, способствуют укреплению ее стенок. Дно при этом следует засыпать пропускающими воду материалами слоем 10 см.

Стенки канавы можно выложить камнем. Это не только укрепит их, но и улучшит внешний вид.

Можно укрепить стенки дренажной канавы дерном, добытым в местностях с суглинистой почвой. Его нарезают пластинами толщиной 5-10 см и закрепляют при помощи спиц из древесины ивовых пород.

Выбирая способ укрепления склонов канавы, следует руководствоваться, прежде всего, углом наклона ее стенок.

Бюджетный вариант укрепления стенок траншеи – установка на всем ее протяжении частей автомобильных покрышек или кусков шифера. Устойчивое положение им придают с помощью камней или кирпичей.

На глинистых и заиленных почвах рекомендуется применять геотекстиль. Его укладывают по всей поверхности канавы и засыпают песком или щебнем. Толщина слоя должна быть не менее 30 см.

Для дренажных систем, обладающих сложной конфигурацией, подойдет полимерная геосетка. Она отличается прочностью и устойчивостью к факторам внешней среды. Прорастающие сквозь ячейки сетки растения дополнительно укрепляют стенки траншеи. На дно канавы укладывается щебень, битый кирпич или песок.

Еще один вариант укрепления стенок канавы – использование геоматов из полипропиленовых решеток. Они скрепляются между собой полипропиленовыми нитями. Конструкция засыпается почвой, а прорастающие сквозь решетку корни растений дополнительно укрепляют систему.

Габионы – сетки с шестиугольными ячейками, изготавливаемые из устойчивых к коррозии металлов (оцинкованная сталь). Они являются поддерживающим каркасом стенок траншеи и засыпаются сверху щебнем или галькой. Срок службы этих изделий – 5 лет.

Вода, поступающая в дренажную систему, должна обязательно контактировать с грунтом и частично впитываться в него. Поэтому не рекомендуется заливать дно и стенки дренажных канав бетоном.

В этом случае дренажная система будет быстро заиливаться. Бетонирование применяют только при укладке дренажных систем под автодорогами.

Оцените статью
Добавить комментарий